Нормирование в области обращения с отходами

« предыдущая статья следующая статья »

Нормирование в области обращения с отходами

5.1. Нормирование в области охраны окружающей среды

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т. д.
Нормирование качества окружающей среды – установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т. д.).

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм
(экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду.
Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:

- нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

- нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

- нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

- иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:

  1. Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

    – предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
    – предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

  2. Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

    – предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

    – предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

    3) Комплексные нормативы:

    – предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

    Необходимо отметить, что существует два подхода к нормированию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, – степень трансформации окружающей среды в результате ее загрязнения.
    Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.
    Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным

причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ
(ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение
ПДВ и ПДС.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду – это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).


5. 2. Нормирование в области обращения с отходами

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

При осуществлении деятельности на объектах IV категории, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР), в котором обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I-V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), отнесенных I и II категорий.

Основными задачами при разработке НООЛР являются:

- обоснование нормативов образования отходов;

- обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории;

- обоснование массы или объема размещаемых отходов для объектов HBOC II категории.
При обосновании лимитов на размещение отходов для объектов HBOC I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов HBOC II категории учитываются следующие сведения, включаемые в НООЛР:
- наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
- имеющиеся технические возможности по обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию образующихся отходов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо посредством передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

- наличие соответствующих установленным требованиям объектов размещения отходов, эксплуатируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них планируемого количества отходов каждого вида и класса опасности;

- количество планируемых к размещению отходов.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:
- единица произведенной продукции, единица используемого сырья для отходов производства;
- единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;

- единица площади - для отходов при уборке территории;

- человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях, на производственных объектах, где количество образующихся отходов зависит от количества работающих;

- единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Практическое занятие

Отработка навыков нормирования, определения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подготовка отчетности в области обращения с отходами.

« предыдущая статья следующая статья »